Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Цель: — обеспечение социальной включенности, поддержка здорового образа жизни через обучение новым подходам в работе с детьми и родителями с целью обеспечения ребенку возможности оставаться со своими биологическими родителями (если родители страдают алкогольной зависимостью, психическими или тяжелыми хроническими заболеваниями) без ущерба для своего будущего; распространение новых подходов  с целью их интеграции в систему стандартов работы с семьей.

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия

Факторы социального риска

Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.  Вместе с тем, ситуация усугубляется, если у ребенка есть родители, но они забыли об этом, не уделяют ему внимания, не заботятся о нем, зачастую ведут аморальный образ жизни. Ребенок при живых родителях является социальным сиротой.

 Социальные сироты — это не только дети, родители, которых лишены родительских прав, но и дети, родители которых юридически не лишены прав, но фактически не заботятся о своих детях.

  К факторам социального риска, отрицательно влияющим на выполнение семьей своих функций, относятся:

— социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;

— медико-социальные факторы: инвалидность или хронические заболевания родителей, других членов семьи. Вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;

— социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;

— социально-психологические и психо-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;

— криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи.

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия

Работа с семьей в трудной жизненной ситуации в условиях образовательного учреждения всё равно, так или иначе, требует дополнительных компетенций. Зачастую семьи, попадающие в поле зрения специалиста, - это  семьи, относящиеся к категориям малообеспеченных, многодетных, социально не благополучных и других категорий семей, имеющим право на дополнительные льготы и гарантии со стороны государства. Не всегда такие семьи знают о полном объеме этих гарантий и нуждаются в профессиональной консультации специалиста. Очень важно при этом педагогу не отгораживаться от проблемы, а попробывать решить ее при помощи комплексного подхода.  

Взгляды специалистов и родителей на одну и ту же ситуацию могут не совпадать. То, что с точки зрения педагога, психолога, учителя представляется вредным или даже опасным для развития ребенка, не вполне благополучным родителем может восприниматься как обычная ситуация, в которой растет ребенок. В силу своих индивидуальных особенностей не все родители вообще понимают, что в их семье имеются проблемы, а потому не видят необходимости и нужды в советах посторонних людей. Порой попытки предложить помощь со стороны специалистов сталкиваются с явной или скрытой агрессией со стороны родителей.

Важной проблемой является то, что далеко не всегда родители готовы жертвовать своими интересами ради благополучия ребенка и не всегда видят грань между этими интересами.  Явным примером тому может стать проблема курения в присутствии ребенка. Кроме того, родители, злоупотребляющие ПАВ, зачастую не выполняют взятые на себя обязательства.

Практически каждый специалист сможет в своем учреждении идентифицировать ребенка, которому требуется помощь. Первыми признаками неблагополучия, по которым специалист может определить такого ребенка, стали: неопрятный внешний вид, посторонние запахи, нетипичное для конкретного ребенка агрессивное или замкнутое поведение, родители, приводящие ребенка в детский сад в нетрезвом состоянии или не приводящие его вовсе (ребенка приводит или забирает кто-то другой); ребенок странно себя ведет в  школе, детском саду  (например, «приходила утром в сад и засыпала на ходу, прямо за завтраком, во время занятий», «характерна плаксивость, смена настроения» и др.), или наоборот, благодаря открытости ребенка, проявлениям с его стороны чрезмерной ласки по отношению к учителю или не совсем обычных для его возраста навыков: стирать и гладить белье, приготовить себе еду и т.д.

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie